Аннотация к Основной Образовательной Программе Дошкольного частного образовательного учреждения «Милт-Плюс» Основная общеобразовательная программа- образовательная программа Дошкольного частного образовательного учреждения «Милт-Плюс» в группах общеразвивающей направленности (далее – ООП ДО) самостоятельно разработана, утверждена и реализовывается в ДЧОУ «Милт-Плюс» (далее ДО). ООП ДО обеспечивает разностороннее развитие личности детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому во взаимосвязи. Программа разработанная в соответствии с: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.36.4820 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013, № 30038). 4. Уставом ДЧОУ «Милт-Плюс» Программа включает обязательную часть не менее 60% и часть, формируемую участниками образовательных отношений не более 40% Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее развитие, формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. Срок реализации программы пять с половиной учебных лет. Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Цели: В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сформулировано предназначение дошкольного образования, которое направлено: на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; – на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности. В настоящее время на первый план выдвигается функция общения, обеспечивающая становление личности воспитанников детского сада и ориентирующая педагогов на их индивидуальные способности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности периода детства. Задачи: 1) Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) Обеспечение равных возможностей и полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) Объединение развития, обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) Формирование общей культуры личностей детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативы, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; 7) Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования. Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ и с учетом Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы: 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства — понимание (рассмотрение) его как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. В форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка. При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО программа реализует принципы дошкольного образования: 1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования); 3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5. Сотрудничество Организации с семьей; 6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9. Учет этнокультурной ситуации развития детей Часть формируемая участниками образовательных отношений Цели: 1. Воспитание любви к малой Родине. Осознание ее многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования. 2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родному краю, культурному наследию своего народа. 3. Воспитание уважения и понимания национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям). 4. Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру. 5. Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций. Задачи: 1. Введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому — культурно-историческим факторам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое — настоящее — будущее; 2. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города (села), Свердловской области; 3. Создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг; 4. Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т. е. Выбор самими детьми той деятельности, в которой они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном(творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование); 5. Создание такой развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного искусства уральских народов, предоставляющие детям возможность проявить свое творчество); 6. Разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми. Для успешной реализации ООП ДО должны быть следующие психологопедагогические условия: – уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; – использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); – построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего ситуацию его развития; – поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей кдруг другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; – поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; – возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общений; – защита детей от всех форм физического и психического насилия; – поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Для успешной реализации ООП ДО созданы следующие психолого-педагогические условия: – уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; – использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); – построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего ситуацию его развития; – поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей к друг другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; – поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; – возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общений; – защита детей от всех форм физического и психического развития; – поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования. Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ и с учетом Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы: 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самооценки детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства — понимание (рассмотрение) как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. В форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Принципами соответствует культурологический и антропологический, личностноориентированный, средовой и деятельностный, компетентностный подходы к организации развивающего взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.